Автор

​В центре Евразии

85-й меридиан, который делит материк Евразия примерно пополам, проходит по улице Льва Толстого города Томска. Пока никакой пользы из этого факта томичи не извлекли, только памятник установили в Университетской роще. Но как был Томск равноудаленным от столиц — четыре часа до Москвы самолетом и столько же до Новосибирска на машине, — так и остается. На активность пассажирских перевозок «срединность» тоже не влияет.

Несмотря на то, что Томск в стороне от Транссиба, сюда охотно едут учиться и смотреть деревянную архитектуру. Теремки расположены хаотично, но в пределах старой части города. Зато университеты стоят компактно и являются градообразующим «предприятием», организуя инфраструктуру с WI-FI в общественном транспорте, множеством недорогих кафешек и кофеен и открытыми площадками для проявления студенческого креатива. В шести университетах учили и учат неплохо.


Фото — А. Петров

Студенческая тема нашла воплощение на сцене местных театров. Совсем недавно свое понимание феномена томского студенчества в жанре вербатим дали драматург Михаил Дурненков и режиссер Антон Безъязыков в спектакле ТЮЗа «СтуденТЫ». В памяти старшего поколения — спектакли «Университетская роща» и «Кандидаты». Первый — по стихам Давида Лившица, второй — по пьесе Станислава Федотова.

Мировыми рейтингами томские театры похвастать не могут, несмотря на проведение международных фестивалей. Мастера, на спектакли которых ехали, либо уже покинули этот мир, либо далече. Сегодня в полумиллионном городе работают три государственных театра и два частных. До 20 октября было три частных, пока непомерно высокая арендная плата не привела к закрытию Камерного театра Алевтины Буханченко. Работают еще три театра «за колючкой» — в городе-спутнике Северске, но туда попасть можно только по специальным пропускам.

Томский драматический театр

Находится в центре города. Большое здание, построенное в 1978 году, стоит боком к площади Ленина, но передом к областной администрации (пл. Ленина, 4).

На рубеже тысячелетий Томская драма поменяла свое летосчисление (с 1944-го на 1850-й), объявив себя правопреемницей первого городского театра. «Золотым веком» театра считается время Феликса Григорьяна (1975–1984). Тогда вдруг выяснилось, что провинция может позволить себе дышать и мыслить свободно: «Золотому слону» завидовали столичные театры, а за «Соленую падь» дали Государственную премию. Следующие периоды расцвета связаны с именами Бориса Цейтлинаи Александра Огарева. В 2000 году Цейтлин поставил спектакль, ставший номинантом «Золотой маски», — «Ангел приходит в Вавилон», но не задержавшийся в репертуаре. С приходом в 2014 году Александра Огарева Томская драма вновь стала жить в одном ритме с европейским театром, в его стилистике и масштабах. В январе 2019 года труппу театра возглавил Олег Молитвин. Текущий репертуар эклектичен во всех отношениях.


«Роман с кокаином». Режиссер А. Черпин. Фото архив театра.

Что смотреть

Спектакли Александра Огарева — «Лариса и купцы», «Анна в тропиках», «Амели». Их отличают полифония смыслов, яркая сценография и ансамблевая игра. Русскую классику режиссер представил как русский вестерн с разгульным весельем, погонями, пальбой из пистолетов и трагилирическим финалом. Спектакль по пьесе Нило Круза поставлен как роковая история, но настроение точнее передает подзаголовок: «Шепот табачных листьев на языке неба». Автобиографическая повесть Амели Нотомб о метафизике жизни и смерти дала повод режиссеру высказаться на философскую тему в стиле европейского абсурда, с элементами черного юмора, но с нескрываемой любовью к людям.

Спектакли Андрея Черпина, сделанные в тандеме с художником Александром Моховым, — «Роман с кокаином» и «Имаджинарий мистера О. Генри».Стильные, не бесспорные в интерпретации литературного материала, но музыкально и пластически решенные безукоризненно. Спектакль по новеллам О. Генри вошел в лонг-лист «Золотой маски». Героев новелл самого автора Андрей Черпин поместил на съемочную площадку Голливуда, сделав персонажами хроник Америки тридцатых. Модернистское путешествие в глубины подсознания восемнадцатилетнего героя романа М. Агеева высоко оценил даже комитет по наркоконтролю: исповедь сына века революций и Первой мировой войны — лучшее отрезвляющее средство от «невинных» удовольствий.


«Анна в тропиках». Режиссер А. Огарев. Фото — архив театра.

Из спектаклей Олега Молитвина интересен «Микрополь» по пьесе Евгения Водолазкина. Это первая в России постановка пьесы известного романиста. Но в фарсе о выборах политический и комический аспекты явно уступают виртуозной литературной игре словами и смыслами.

Театр юного зрителя

С 1982 года работает в историческом здании, построенном на деньги купца Горохова и открытом в 1914 году как синематограф. Здание находится между Конной площадью и Театральным сквером, чуть в стороне от проспекта Ленина (пер. Нахановича, 4).

На этой сцене в 1920-х годах выступал нарком просвещения Анатолий Луначарский, играла труппа Андрея Попова, в тридцатые в должности завлита работал ссыльный комедиограф Николай Эрдман, в годы войны ставил спектакли академический театр Белоруссии имени Янки Купалы. Появление ТЮЗа в 1980 году связано с политическим решением первого секретаря Томского обкома партии Егора Лигачева: открыть молодежный театр в студенческом городе. За сорок сезонов ТЮЗ не раз оказывался в центре внимания столичных критиков. Последние два сезона его спектакли «Крестьяне о писателях» Дмитрия Егорова и «Чайка» Дмитрия Гомзякова входили в лонг-листы «Золотой маски». Павел Зобнин, став в 2018 году главрежем, поменял соотношение в репертуаре «классиков и современников» в пользу последних. В репертуаре театра — спектакли по пьесам Мартина МакДонаха, Ирины Васьковской, Ярославы Пулинович, Таи Сапурин, Вячеслава Дурненкова, Олега Михайлова, Наринэ Абгарян.


«Лейтенант с острова Инишмор». Режиссер П. Зобнин. Фото — архив театра.

Что смотреть

В спектакле Павла Зобнина «Лейтенант с острова Инишмор» есть черный юмор МакДонаха и живой черный кот. Режиссер прочитал пьесу ирландского драматурга как провинциальный анекдот, обнаружив поразительное совпадение «островного» сознания героев с мышлением людей из российской глубинки.

«Крестьяне о писателях». Любовь Дмитрия Егорова к литературе нон‑фикшн вывела на подмостки учителя и писателя Адриана Топорова, который в 1920‑х годах в алтайском селе устраивал читки русской литературы. Его жизнь и его учительский опыт стали поводом для создания трехчасового «жития».

В «Чайке» Дмитрий Гомзяков от имени Константина Треплева создал антологию режиссерских приемов постановки чеховских пьес. При этом постмодернистские приемы в конспективном изложении сценической биографии пьесы плавно переходят в психологический театр. Сцена прощания живущих у «колдовского» озера с еще живым адептом новых форм стоит целого спектакля.

Театр куклы и актера «Скоморох» имени Романа Виндермана

Здание на площади Соляной, 4, в котором с 1999 года располагается театр, является памятником архитектуры. Строилось оно как Дом науки и было открыто в 1912 году. Поэтому не приспособлено для театрального дела, но после долгого бездомья театр куклы и актера, возглавляемый Романом Виндерманом, был рад обрести крышу над головой. Через два года создатель «Скомороха» ушел из жизни, а на фасаде появилось его имя.

С деятельностью яркого представителя знаменитой «уральской зоны» Романа Виндермана (1982–2001) в Томске связана революция в театре кукол и зрительском сознании томичей. В тандеме с художником Любовью Петровой они создали интеллектуальный философский театр с большим количеством спектаклей для взрослых. Носителем виндермановских традиций сегодня остаются его актеры: Марина Дюсьметова, Татьяна Ермолаева, Юрий Орлов, Олеся Кондратьева, Михаил Митерев. Спектакли, принесшие мастеру и театру мировую известность, давно перешли в разряд легенд. В текущем репертуаре сохраняются два спектакля Виндермана: «Лысая певица» по Э. Ионеско и «Волшебная лампа Алладина», восстановленные заслуженной артисткой России Мариной Дюсьметовой. Здесь ставили режиссеры «уральской зоны» — Валерий Вольховский, Виктор Шрайман и Сергей Столяров, а также представители других школ — Сергей Ягодкин, Дмитрий Вихрецкий, Владимир Бирюков, Олег Жюгжда. С 2015 года пост главного режиссера и художника занимает Сергей Иванников, дважды лауреат «Золотой маски».

Что смотреть

«Пикник» Сергея Иванникова получил «Золотую маску» в номинации «актеры/ куклы». Пацифизм в России всегда был неуместен, поэтому постановку Сергея Иванникова антимилитаристской пьесы модерниста Фернандо Аррабаля можно считать гражданским поступком. А Иванников дополнил пьесу своими размышлениями о природе и последствиях войны.


«Золотая рыбка». Режиссер С. Иванников. Фото — архив театра.

«Золотая рыбка» — пожалуй, самый иванниковский спектакль: почерк режиссера и художника узнаваем в каждой сцене, в каждом элементе спектакля. Волшебство визуального ряда возникает за счет использования специальной сетки и световой партитуры, которые создают эффект мультипликации. Тема войны и мира, волнующая режиссера, в пушкинской сказке проявилась через образ Старухи, которая поведением напоминает Гитлера из фильма «Великий диктатор» Чарли Чаплина.

Школа-студия-театр «Индиго»

Как клубное образование Зрелищного центра «Аэлита», театр «Индиго» работает в здании бывшего кинотеатра «Пионер» (пр. Ленина, 78). Здание историческое, являющееся памятником архитектуры, расположено в центре города, недалеко от остановки «Театр юного зрителя».

«Инклюзивный» — главное слово, которое определяет суть театра, где профессиональные актеры с ограничениями по слуху играют вместе с актерами из других профессиональных театров. Бессменный художественный руководитель «Индиго», заслуженный артист России Александр Постников,свою мечту о театре, где господствует синтез пластики, музыки, драмы, кукол и жестового языка, реализовал в 2005 году, когда при поддержке областного департамента по культуре создал школу-студию-театр. Костяк труппы составляют глухие и слабослышащие актеры двух курсов Александра Постникова, которые окончили областной колледж культуры и искусств (ныне колледж социально культурных технологий и инноваций) в 2011 и 2016 году. Уникальность театра в том, что спектакли одновременно играются на жестовом языке с помощью сурдопереводчика и в вербальном формате.

Театр — лауреат всероссийских и международных фестивалей «Преодолей себя», «В будущее с надеждой», «Протеатр», «Terra Incognita», «Обыкновенное чудо», не раз получал награды областного фестиваля «Маска».

Зачем идти

Синтез жестового языка и пластики с живым словом

«В эту ночь» — фантастический мир снов в параллельных мирах оживает в «черном кабинете» с помощью оптического эффекта, который достигается при помощи ультрафиолета, флуоресцентных костюмов и декораций. Сквозной темой автономных историй становятся десять библейских заповедей.

Театр живых кукол «2+Ку»

Деревянное здание «2+Ку»., похожее на огромный сундук, находится под горой, на южной окраине города (пер. Южный, 29). Добраться до него не просто, но можно, если следовать деревянным указателям. Дом для своих деревянных кукол выстроил создатель театра Владимир Захаров в 2004 году.

В 1991 году Владимир Захаров сделал первую куклу на запястье (по собственной технологии) для спектакля по написанной им сказке «Жан из стручка». Премьера была сыграна в июне 1992 года. Совершенствуя механизм кукол, Захаров усложнял и спектакли. Сегодня его куклы — персонажи около десятка спектаклей — обладают полной механикой оживления: двигаются глаза, рот, пальчики на руках. После трагической гибели основателя театра 1 февраля 2019 года встал вопрос о существовании театра. Усилиями последователей Владимира Захарова Ирины Наумовой,Ольги Сигаль и Ольги Гореловой жизнь театра продолжается. Некоторые спектакли Захарова показывают в записи.

Спектакли играются по субботам и воскресеньям.


Театр «2+Ку», спроектированный В. Захаровым.

Зачем идти

Уникальная атмосфера, «живые» куклы

«Про Ежика». В интерпретации Владимира Захарова семь сказок Сергея Козлова превратились в трогательную историю маленького кукольного существа, которую рассказывает сам Ежик Владимирович, который родился, как указано на сайте театра, 15 августа 2006 года и работает актером в театре живых кукол. Теперь уже голосом Ольги Сигаль.

«Он живой и светится» — перед спектаклем по одноименной пьесе Ольги Гореловой лучше как следует высморкаться или запастись носовым платком, хотя никакой назидательности, умилительности и сентиментальности нет в диалогах Оли и Дениски, взрослого и ребенка. Он просто учит быть внимательным к тем, кто рядом. Драматург играет роль Оли, которая едет домой в электричке. А роль Дениски, любознательного и умного мальчика восьми с половиной лет, мечтающего поговорить со своим папой и дождаться маму, играет Дениска, самый юный актер из кукольного состава труппы (его год рождения — 2017-й). Драма мальчика, сбежавшего из детского дома, приглушена мягким юмором.

Театр «Версия»

Красивое трехэтажное здание на перекрестке улиц Белинского и Карташова (ул. Белинского, 40) трудно не заметить, если ехать на такси (130–150 рублей). С остановок городского транспорта оно не видно. Зато по пути в театр можно совершить маленькую экскурсию по старинным улицам Томска, где расположены шедевры деревянного зодчества.

Первый частный театр в Томске еще до открытия оброс легендами и небылицами. Говорили, что актриса Томской драмы Вера Тютрина, не найдя понимания у главного режиссера, создала свою труппу и ездила с ней с гастролями по различным городам, пока строилось здание. По другой версии, муж актрисы — профессор медицинского университета и бизнесмен Иван Тютрин — подарил ей театр, когда та осталась без ролей, более того, сам изучил монографию 1902 года о строительстве театральных зданий (может быть, поэтому «Версия» внешне напоминает клиники медуниверситета?). Рассказывали, что консультации по строительству и оснащению театра давали московские друзья Тютриных — Александр Ширвиндт, Иосиф Райхельгауз, Борис Цейтлин. Достоверно известно, что открылся театр 5 декабря 2006 года.

В «Версию» стоит сходить хотя бы один раз, чтобы увидеть роскошный интерьер из благородных пород дерева. В зале на 160 мест хорошая акустика. Первые спектакли в «Версии» ставили Иосиф Райхельгауз, Владимир Меньшов, Сергей Виноградов (его «Коллекционер» идет до сих пор), Владимир Стеклов, Лев Дуров. Сегодня в репертуаре — спектакли Алексея Песегова, Александра Загораева, Андрея Сидорова, Вячеслава Гуливицкого. Вера Тютрина играет главные роли в нескольких спектаклях, в том числе в «Публике смотреть воспрещается», которую ставил Феликс Григорьян еще в Театре драмы.

Основной репертуар — комедии и мелодрамы. Поэтому сюда идут с твердым желанием — отдохнуть. Спектакли играются по пятницам, субботам и воскресеньям.

Театральное погружение в историю предлагает Областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова (пр. Ленина,75). В рамках проекта «Меняющийся музей в меняющемся мире» уже несколько сезонов на музейной площадке актеры ТЮЗа играют спектакль «Восстание» по пьесе Михаила Калужского (режиссер Вячеслав Гуливицкий), посвященный событиям 1931 года в Чаинском районе Томской области. Год назад появился «Яшка» — театральный проект Марии Бочкаревой. Расписание спектаклей можно узнать на сайте музея.

Театры Северска — Музыкальный театр (пр. Коммунистический, 119), Театр для детей и юношества (пр. Коммунистический, 48) и молодежный театр «Наш мир» (играют в Доме культуры, пр. Комсомольский, 39), — как копченая колбаса в советское время, доступны только тем, кто имеет пропуск в закрытый город. Томичи, мечтающие увидеть премьерного «Фауста» (по «Маленьким трагедиям» Пушкина) в постановке Александра Загораева в Театре для детей и юношества или сходить на мюзикл «Винил» (музыка Евгения Загота, режиссер Елена Кузина), должны заранее заполнить анкеты посещения. Но как ни строг контроль на въезде в Северск, директору Северского музыкального театра Светлане Бунаковой удалось организовать и провести в ноябре V международный фестиваль для детей и подростков «Сибирский кот».

Комментарии

Оставить комментарий