Автор

Только самолетом можно долететь

Впервые я попала в Норильск в ноябре 2005 года. Работала в экспертном совете «Золотой маски», и на заседании было объявлено, что надо лететь туда, смотреть спектакль «Татарин маленький». Руку подняла я одна. На удивленные взгляды ответила: « Когда еще на Крайнем Севере побываешь? В отпуск не поедешь, разве что сошлют…» И тут вслед за мной быстро начали вставать в очередь. Но я отстояла свое право «первой руки». Про город я тогда не знала вообще ничего, кроме того, что это было место ссылки. А про норильский театр знала только то, что там после войны работал Иннокентий Смоктуновский и ссыльный Норильлага Георгий Жженов. Первая поездка ошеломила. Невозможно было представить себе, как вообще построили такой город, если туда действительно «только самолетом можно долететь». После этой поездки я еще несколько раз бывала в Норильске. На лабораториях, с чтением лекции, на премьерах. И город, и театр поразили навсегда. Во-первых, город расположенна вечной мерзлоте. После него — уже только царство Снежной королевы. Он входит в состав Красноярского края, но держится как-то наособицу. Да и попробуй долети до него из Красноярска. Это вообще самый северный город мира с населением более ста пятидесяти тысяч. И театр — Самый Северный, как его с гордостью называют в городе. Норильский Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского. Он в городе один.

В Норильск непременно стоит прилететь. Особенно тем, кто любит экстрим и жизненные приключения. И лететь надо, конечно, не летом. Лето короткое, с конца июня по август. Все растения осторожно вылезают из оттаявшей земли, оглядываются, быстренько расцветают и снова уходят в зимнюю спячку. Театр летом в отпуске. Да и из города уезжают на «на материк», как тут говорят, все, кто может. Летом, кстати, можно добраться из Красноярска по реке до порта Дудинка, а там уж до Норильска рукой подать.

Нет! Ехать надо зимой, то есть не ехать, а лететь, ибо, кроме двух летних месяцев, другого транспорта нет. Почему зимой? Ну, чтобы увидеть северное сияние, которое длится, пока идет полярная ночь, чтобы понять, что такое заполярная зима, посмотреть город и увидеть спектакли театра. Лететь из Москвы, кстати, не так уж и долго, около трех часов, самолетами компаний «NordStar» и «S7». В городе хорошие отели — «Норильск», «Полярная звезда», а еще можно очень дешево снять квартиру на какой угодно срок. И это будет в два раза дешевле, чем в отеле.

В Норильске есть что посмотреть. Во-первых, просто побродить по невероятному городу, где все дома — на сваях, и все раскрашены в яркие цвета. Где подъезды не закрывают, потому что замерзший и заплутавший в пургу человек должен иметь возможность обогреться и не сгинуть в трех метрах от дома. В городе отличный краеведческий музей, хороший выставочный зал. В последний приезд я, например, посмотрела привезенную из Москвы обширнейшую выставку эскизов и фотографий Родченко. Но самое главное — это Норильская Голгофа. Гора Расстрельная, где многие народы поставили памятники жертвам сталинских репрессий. Место, где до сих пор ветры выносят на поверхность кости погибших в Норильлаге. А если удастся, побывайте на территории бывшего горлага, где работала в морге узница Евфросинья Керсновская, создавшая огромное количество «наскальных» рисунков о жизни узников. Мы приехали туда с Анной Бабановой, главным режиссером театра. И смогли пробыть там минут двадцать. Пронизывающий ветер перемел дорогу, и вывозили нас уже в другой машине.


Мемориальный комплекс «Норильская Голгофа»

Надо обязательно увидеть домик-избушку, где жила и работала первая геологоразведочная партия. Это те самые ученые и геологи, которые нашли в мерзлой земле богатейшие месторождения никеля, меди, кобальта, палладия. Ну, на основное предприятие города, завод «Норникель», конечно, не попасть, но я там в свою первую поездку побывала, и это одно из самых сильных жизненных впечатлений. А еще в норильской земле расположено знаменитое место: плато Путорана. Ну, это мечта почти несбыточная. До Путораны можно добраться вертолетом на воздушных подушках, на снегоходах, катерах, лодках. Но туда надо летом. А летом не работает театр. Замкнутый круг получается.

Зато в театре можно увидеть в спектакле и плавильный цех «Норникеля», и знаменитое плато, и сам город, и Норильскую Голгофу. Спектакль «Гиперборея. Плато Путорана» проходит в формате 3D, вам дадут VR-очки, и вы сможете увидеть все своими глазами, понаблюдать спор ученого и человека театра о Гиперборее, о городе, обо всех его проблемах. А очки помогут вам ощутить и плавящийся металл, так, что хочется подобрать ноги, чтобы раскаленная лава не обожгла, и невероятную красоту озер, водопадов, гор Путораны. Такой красоты вы не увидите нигде в мире. Это уж точно Гиперборея. Поставила спектакль главный режиссер театра Анна Бабанова. А пьесу написал Владимир Зуев.


Сцена из спектакля «Жди меня, и я вернусь». Фото — архив театра.

Вот, собственно, мы уже и в театре. Конечно, это новое красивое здание, построенное в 1987 году, никак не напоминает тот дом, похожий на барак, на улице Горной, в котором в ноябре 1941 года начал работать норильский театр. Сама история создания этого театра драматична и невероятна. Во-первых, какая концентрация интеллигенции: музыкантов, певцов, артистов, отбывавших срока́, как говорили тогда, в Норильлаге. Какие трагические судьбы — каждая могла бы стать основой пьесы. О драматических страницах истории создания норильского театра, о знаменитых узниках Норильлага — Льве Гумилеве, Козыреве, Кайдане-Дёшкине и других сидельцах — была создана Владимиром Зуевым пьеса «Жди меня, и я вернусь». Поставила спектакль Анна Бабанова. И для нее, и для театра это была очень важная гражданская и социальная акция. Когда-то Ахматова сказала, что после XX съезда, когда стали возвращаться узники лагерей, впервые встретились Россия сидевшая и Россия сажавшая и посмотрели друг другу в глаза. Так вот, в зрительном зале на премьере этого спектакля сидели дети и внуки тех, кто сидел, и тех, кто охранял. И я никогда в жизни не слышала в театре такой напряженной тишины, которая могла обернуться взрывом. Потому что город Норильск — это такой котел, жизнь в котором переплавила всех. И они все должны были как-то договориться, чтобы жить здесь вместе. Рядом со мной сидел девяностолетний старик, тогдашний следователь Норильлага, наблюдавший допросы Гумилева. Он не может и не хочет уезжать. У него все здесь. Вся его жизнь, вся его вина.


Сена из спектакля «Дядя Ваня». Фото — архив театра.

В театре отличная труппа. Часто слышала о «норильском театральном феномене». Эта фраза родилась в городе и принадлежит журналисту и знатоку города Гунару Кродерсу, бывшему спецпереселенцу из Латвии. Это действительно так. И сам город Норильск — место силы. Он построен вопреки всякой логике. Невероятно, как вообще возможно было из лагерного поселка создать крупный промышленный и культурный центр. Но Самый Северный театр, ярко светящийся по вечерам, притягивающий в свое человеческое тепло норильчан, — это точка силы. И вечерами, в пургу, в метель, в страшные морозы, горожане едут в свой театр. Едут на машинах. Потому что в мороз дойти пешком можно только из самых близких домов. В антрактах выбегают и разогревают двигатели. А в театре очень тепло и красиво. И есть свой зимний сад, цветущий круглый год стараниями артиста Романа Лесика. Работает театральное кафе, и до, и после спектакля. Спектакли очень разные. Есть и коммерческие постановки, для развлечения публики. А есть и очень глубокие, серьезные. Спектакль «Дядя Ваня» Петра Шерешевского был номинирован на «Золотую маску». «Жди меня, и я вернусь» Анны Бабановой побывал на «Ново-Сибирском транзите». Вообще, несмотря на трудности, театр часто выезжает на фестивали, а этой осенью с четырьмя спектаклями побывал на гастролях в Москве.
Сергей Ребрий в спектакле «Папа». Фото — архив театра.

Сейчас в театре с успехом идет премьера прошлого сезона «Папа» по пьесе Флориана Зеллера в постановке Бабановой. Главную роль в нем замечательно играет ведущий артист театра Сергей Ребрий. Среди последних премьер — пластический спектакль «Сны Белой земли» по легендам и мифам народов Крайнего Севера в постановке Евгения Ибрагимова, «Норильские анекдоты» (Владимир Зуев) в постановке Анны Бабановой о городских легендах и анекдотах. Премьера спектакля «Брат мой» по произведениям Василия Шукшина и «Ночь перед Рождеством» в постановке режиссера театра Тимура Файрузова. Эти спектакли дадут полное представление о талантливой труппе и интересных режиссерах, работающих в театре.

А в январе здесь проходит «Полярка» — лаборатория современной драматургии под руководством Олега Лоевского. На неделю в Норильск съезжаются режиссеры, и в течение трех‑пяти дней (это как повезет с летной погодой) они ставят эскизы спектаклей. После этого зрители и критики обсуждают их. Собственно, так всегда и происходит на лабораториях. Отличие одно: очень большая активность зрителей, высказывающих порой полярные мнения. Одно слово — «Полярка».

Словом, слетать в Норильск — это интересное жизненное приключение. Для тех, кто любит путешествовать и открывать новых людей и новые театры.

Комментарии

Оставить комментарий