Автор

Театр в нефтяной столице

Тюмень, идентифицирующая себя как Сибирь, но формально входящая в состав Уральского федерального округа, — город парадоксальный. Местное мифотворчество лежит между двух крайностей: с одной стороны, Тюмень — столица деревень, а с другой, если верить многочисленным рейтингам, самое комфортное место для жизни в России.

Тюмень — первый русский город в Сибири, основанный в 1586 году на берегу реки Тура, на месте столицы Сибирского ханства — града Чинги-Тура. Основали город по приказу царя Федора Иоанновича воеводы с колоритными фамилиями — Иван Мясной и Василий Сукин. Долгое время Тюмень находилась в тени Тобольска — церковного центра Сибири, однако после строительства железной дороги из Екатеринбурга в конце XIX века, а потом и обнаружения крупных месторождений нефти и газа в середине XX века превратилась в крупный расцветающий город. Численность населения здесь неуклонно растет, отток жителей из города незначительный: молодежь не стремится покинуть родные пенаты во что бы то ни стало, как это происходит, например, в соседнем Омске. По официальным данным на сегодняшний день в Тюмени проживают 788 666 человек.

Расстояние от Москвы до Тюмени — 2144 км. Рейсы в тюменский аэропорт Рощино, с недавнего времени носящего имя Дмитрия Ивановича Менделеева, осуществляют все крупные авиакомпании. Продолжительность перелета — 2,5 часа.

Амбиции Тюмени, нефтяной столицы России, связаны с экономикой, которая здесь активно развивается, стабильными успехами в культурной жизни город пока похвастаться не может.

В городе функционируют всего три профессиональных театра, расположенных на удаленном друг от друга расстоянии, поэтому при выборе гостиницы театральному туристу можно ориентироваться только на ценовой сегмент. Главный игрок на трехзвездочном рынке — отель «Восток», расположенный на улице Республики (вообще-то многие объекты, любопытные туристическому взору, находятся именно на этой улице, но очаровываться близостью не стоит — ее протяженность около 10 километров). Более дорогие — отели «Ремезов» и «Hilton», средняя стоимость проживания в которых 5000 рублей за сутки.

В городе хорошо развит ресторанный бизнес. Попить кофе можно в «Surf Coffee» (улица Орджоникидзе, 50а), в кофейне «Лес» (улица Осипенко, 34) или в сетевых «Garden coffee» и «Кофеин». Перекусить и выпить можно в барах «Lokal Yokel» (Осипенко, 16), «Творчество» (улица Молодежная, 74, ст. 4), «Old school» (улица 50 лет Октября, 1а), гастробаре «Win'chester», пиццерии (улица Республики, 10) и бургер-баре (улица 8 Марта, 2/9) «Как мы любим». Из недорогих ресторанов: «Публика» (Республики, 137), «Ван Гоги» (Республики, 26), «Баши» (улица Володарского, 43), «Молодость» (Республики, 65). Из более дорогих стоит посетить ресторан «Чум» (улица Малыгина, 59/12) — проект, объединяющий национальную кухню с музейной экспозицией, посвященной Русскому Северу. Здесь можно попробовать строганину из муксуна, нельмы и стерляди на ледяной глыбе, томленую медвежатину, сердце оленя, мясо косули в ягодном соусе, национальные хантыйские и мансийские лепешки из черемуховой муки и замешанные на щучьей икре. Из десертов: моченая морошка и брусника, мороженое с хвойным вареньем и черничный торт. Барная карта удивит разнообразными видами хреновухи и настоек.


Здание Тюменского драматического театра

Что касается театров, то ассортиментом из категории must see Тюмень порадовать не может. Театр в городе не вписывается в общую картину всестороннего расцвета: вы не найдете здесь ни громких режиссерских имен, ни смелого материала, ни остроты высказывания. Несмотря на то, что в Тюмени развито молодежное и любительское театральное творчество, молодые, как ни странно, не выбирают для себя территорию эксперимента, а за редким исключением предпочитают держаться проверенного, но, увы, архаичного стиля. Даже с большой натяжкой Тюмень пока нельзя назвать не только театральным, но и культурным городом.

Тюменский драматический театр

Ведет свою историю с 1878 года, когда в городе начала работать первая профессиональная труппа антрепренера Спиридона Гавриловича Бабош-Королева. В 1890 году купец Андрей Текутьев организовал в одном из своих домов частный театр, который содержал на протяжении двадцати шести лет. Современное здание, считающееся самым большим в России среди драматических театров, появилось в 2008 году.

В афише Тюменской драмы легко уживаются Куни, Чехов и Стешик: театр делает пробы в разных жанрах, стремясь удовлетворять вкусовые потребности любой аудитории.

За свою историю театр лишь единожды попал в номинации Национальной театральной премии «Золотая маска» — со спектаклем Данила Чащина «Молодость». Пожалуй, это единственный must see в театральном мире Тюмени. Кроме того, посмотреть можно крепкие спектакли в постановке Александра Баргмана: «С любимыми не расставайтесь» и «Крейцерова соната». Любопытны работы Романа Габриа: «Грязнуля» по одноименной пьесе Константина Стешика и «Господа Головлевы» по роману Салтыкову-Щедрина.

Адрес:
улица Республики, 129


Сцена из спектакля «Молодость». Фото — архив театра.

Театр кукол

Основан театр в 1945 году. Успехами на профессиональном поприще похвастаться не может. В афише — проверенные годами сказки: «Волшебное кольцо», «Волшебник Изумрудного города», «Дюймовочка» и т. п. Современной детской литературой и сотрудничеством с перспективными режиссерами театр не интересуется. Тут надо отметить, что в Тюмени есть бэби-бум, а конкуренции в области детского театрального контента — нет. Собирающий зал театр, видимо, не видит нужды менять что-то в репертуарной политике.

Адрес:
Улица Кирова, 36

Молодежный театр «Ангажемент» имени В. С. Загоруйко

Созданный в начале 90-х тюменским бизнесменом театр действительно был когда-то молодежным. Здесь, например, впервые в России поставили Данилу Привалова.

Сейчас «Ангажемент» переживает не лучшие времена: нельзя сказать, что художественная часть театра находится в полной стагнации, но в робких и не систематизированных поисках своего пути — точно. Из современной драматургии в афише — спектакль «Всем, кого касается» по пьесе Даны Сидерос, поставленный Игорем Лебедевым после победы его эскиза в режиссерской лаборатории «12+», проведенной в ноябре 2018 года. Постановочной удачей спектакль назвать нельзя, но с точки зрения репертуарного планирования — это, безусловно, верный выбор. Инициатором лаборатории был один из ведущих актеров «Ангажемента» — Никита Герасимов.

Он же летом 2019 года поставил (в соавторстве с Виталием Кринициным) спектакль-променад по роману Вольфганга Херрндорфа «Гудбай, Берлин». По сюжету романа два подростка совершают путешествие на угнанной «Ниве» из Берлина в Валахию. В спектакле Герасимова и Криницина (они же играют главных героев) герои буквально ехали на «Ниве», правда, по Тюмени, а не по немецким просторам, а за ними следовала группа зрителей на автобусе. Происходящее в машине транслировалось на экраны телевизоров в зрительском автобусе. Время от времени зрители и герои встречались, что называется, оффлайн, совершая остановки по пути следования: в локациях актеры разыгрывали ключевые сцены романа. В репертуар эксперимент, к сожалению, не вошел, но явно наметил еще один путь, по которому может развиваться театр, в чьем названии присутствует определение «молодежный».

Бо́льшую часть афиши «Ангажемента» сейчас занимают спектакли для аудитории «крайних вех». Это детские спектакли, из которых самый интересный — «Умная собачка Соня» в постановке Камиля Тукаева — и спектакли для невзыскательных зрителей, привыкших ходить в театр, чтоб разнообразить досуг у телевизора иным развлекательным контентом.

Адрес:
Олимпийская улица, 8А


Сцена из спектакля «Всем, кого касается». Фото — архив театра.

Молодежный театральный центр «Космос»

Основанный в 2017 году Молодежный театральный центр «Космос» — площадка, объединяющая под своей крышей представителей полупрофессионального театрального движения, студенческого творчества, а также иногда выпускающая собственные проекты. Идея создания из бывшего кинотеатра молодежного театрального центра принадлежала основателю одного из самых известных любительских театров Тюмени «Мимикрия» Любови Лешуковой и директору Департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Павлу Белявскому.

Пожалуй, «Космос» — та самая площадка, от которой можно ждать смелых экспериментов, откровенного разговора с молодежью, являющейся его целевой аудиторией, и вообще какого-то прорыва в театральной жизни города, так как именно здесь аккумулируется энергия молодых и дерзких.

Поиски пути прослеживаются по собственным постановочным спектаклям «Космоса». Это «VR. В поисках автора» Данила Чащина — аттракцион по пьесе Пиранделло для тех, кто хочет залепить селфи в VR-очках; и его же диетическое высказывание о родном городе «Тюмень. Остаться Нельзя Валить»; «После чудес» по пьесе Екатерины Августеняк, позже вошедшей в основную программу «Любимовки»-2019 (режиссер Александр Кудряшов). Здесь же прошла первая версия проекта «Мам, привет» Виктории Приваловой — пожалуй, самого успешного и перспективного из постановочных опытов «Космоса», но, увы, имевшего недолгую сценическую жизнь.

Кроме того, в «Космосе» реализуют и собственные театральные проекты социальной направленности — это лаборатория «Здесь Я» для лиц с ограниченными возможностями, в ходе которой тюменские педагоги смогли получить знания от наставников из Санкт-Петербурга — режиссера Дмитрия Крестьянкина и драматурга Элины Петровой, а потом при их же поддержке осуществить собственный постановочный проект с людьми с особенными потребностями. Следующим этапом лаборатории станет драматургический проект для подростков, основанный на методике Class Act.

Адрес:
улица Республики, 165А


Сцена из спектакля «VR. В поисках автора». Фото — архив театра.

Из любительского и полупрофессионального творчества в Тюмени наиболее интересны проекты театра «УЮТ» и театральной мастерской «ТеМа» под руководством Светланы Ханжиной. Режиссер уверенно исследует документальный театр, работая на этом поле и с детьми («Попкорн»), и со взрослыми («Кошка из головы не идет»). Их спектакли можно увидеть не только на сцене МТЦ «Космос», но и в Театральной мастерской «Будильник» (улица Монтажников, 61). Кроме того, Светлана Ханжина является основателем и директором фестиваля детско-юношеских любительских театров «Малая сцена», который впервые прошел в ноябре 2019 года, объединив в своей афише коллективы из разных городов России и став одним из самых интересных событий в театральной жизни города.

Из фестивального движения, которое также полностью инициируется молодежными, а не профессиональными театрами, стоит обратить внимание на Международный молодежный театральный фестиваль «Живые лица», проводящийся ежегодно с 2009-го. Его основатель и директор — Марина Жабровец, воспитавшая не одно поколение тюменских режиссеров любительского театра. В афише фестиваля наравне с профессиональными молодежными театрами собираются и любители, и учебные работы. Отличительная особенность фестиваля в том, что вход на все спектакли традиционно свободный: искусство здесь действительно становится доступным каждому.

Комментарии

Оставить комментарий