Автор

Премьера состоится в любую «погоду»

Утром 20 февраля директор театра Андрей Сидоров дал распоряжение подготовить зрительный зал к премьере спектакля «Не от мира сего», намеченной на 5 марта: заменить перегоревшие лампы в светильниках.

Тем более что вечером на большой сцене должны были играть «Чайку». Совсем недавно роль Сорина в ней вместо заслуженного артиста России Сергея Хрупина, смерть которого в январе сильно перекроила репертуарный план театра, стал исполнять режиссер спектакля Дмитрий Гомзяков.

Но зрители не вошли в зал. К вечеру его просто не было — вместо потолка с богатыми люстрами зияла дыра. Вернее, две дыры. Люстры, поблескивая ненужной роскошью, лежали среди залитых водой бархатных кресел. А через две дыры в потолке светила холодная и равнодушная луна, которая в пьесе Чехова и должна была освещать спектакль Кости Треплева…


«Чайка». Сцена из спектакля. Фото — архив театра.

Огонь, вода и дыра

Драма разыгралась утром. В одиннадцать двадцать кто-то из прохожих выложил в сеть короткое видео: клубы дыма над крышей самого старого в городе театрального здания застилали ясный небосвод. И весть о том, что горит ТЮЗ, молнией разнеслась по Интернету. Многие за происходящим следили в режиме онлайн, информагентства постоянно сообщали, что «в здании произошло задымление на чердаке», «сообщение о пожаре поступило в 11:01», что на объекте действуют семьдесят пожарных, девятнадцать единиц техники, а «причины возгорания устанавливаются».

— Я ехала на репетицию, мыслями была в предстоящей работе, но не заметить «пробки» на дороге и скопление пожарных машин около остановки «ТЮЗ» не могла. Однако никак не связывала их с нашим театром! — рассказывает актриса Ольга Никитина. — Бегу к переходу — и вижу: дым на ТЮЗом, как из крематория. Как-то сразу ноги подкосились. Никогда не думала, что будет так больно! Ощущение — твой дом горит.

В этом театре действительно вся ее жизнь, она пришла сюда еще школьницей в театральную студию, участвовала в спектакле «Синие кони на красной траве», с которого началась история Томского ТЮЗа в 1980 году. После окончания Пермского института вернулась в родной город. И вот спустя годы — новая роль в первом спектакле нового главного режиссера Дмитрия Акимова. Все на подъеме! Все интересно: и то, как сделал новую версию пьесы Александра Островского «Не от мира сего» молодой драматург Артем Казюханов, и то, как ее интерпретирует режиссер…. А тут огонь по-своему режиссирует судьбу театра и здания, которому почти сто двадцать лет и оно (на минуточку!) — памятник архитектуры.

Дмитрий Акимов поздно вечером 20 февраля выложил пост в Фейсбуке: «Наверное, это самое абсурдное мое состояние и реакция на происходящее. Горит театр. Театр, который я возглавляю как главный режиссер... В этот момент я сижу в музее напротив, под картиной «Последний день Помпеи» и ем йогуртовое мороженое с черникой... Всё. При этом, поймите правильно, я переживаю достаточно».

Областной художественный музей, что расположен как раз напротив ТЮЗа, первым пришел на помощь — принял всех сотрудников театра, которые к моменту пожара находились в здании, и тех артистов, что пришли позже.

— В день пожара мне звонили из разных городов. Спрашивали, чем помочь, говорили ободряющие слова в поддержку, — рассказывает директор театра Андрей Сидоров. — Звонили из областной администрации. То, что ремонт потребует немалых денег, а у театра их нет, ясно всем. То, что область не может остаться без театра для детей, — тоже все понимают. В данный момент мы не понимаем, когда театр в полной мере возобновит свою деятельность. Сейчас у нас вместо потолка над залом — дыра.

По словам директора, к ремонту надо приступать как можно быстрее, пока утеплитель, который весь был залит при тушении пожара, а на морозе застыл и превратился в «ледовое покрытие», не стал оттаивать, пока не начались весенние дожди.

— Если не перекрыть крышу сейчас — другие деньги будут, — предполагает Сидоров. — Специалисты центра по охране памятников, на балансе которого стоит наше здание как объект культурного наследия регионального значения, обследовав его после пожара, оценили ремонт крыши и фасада в шестизначную сумму. Но где взять такие большие деньги?

Благодаря самоотверженности световиков театра все световое оборудование (в пересчете на рубли это миллионы) удалось спасти. Работники вынесли технику сразу после того, как было получено разрешение от МЧС войти в зал. Хуже со звуковой аппаратурой, она пострадала от воды. И сейчас нужны средства на ее тестирование.

Радостной новостью в субботнее утро 20 февраля стало распоряжение директора — купить билеты для прилета постановочной команды премьерного спектакля «Не от мира сего» в Томск. Премьера состоится, хоть и на другой площадке.


Здание Томского ТЮЗа до пожара.

«Ружье» выстрелило

Еще одна проблема ясно вырисовалась уже в часы пожара: стоянка. О ней не раз говорилось на разных совещаниях в администрации города. Не одно письмо от театра ушло в комитет дорожного движения, областную администрацию, чтобы убрать от театра стоянку. Знаки, запрещающие парковку, которые установили дорожники, — как показало происшествие, не решение проблемы. Автомобили, двумя плотными рядами занявшие все пространство перед театром и музеем, мешали проезжать пожарным машинам.

— По нашему мнению, ни одна машина здесь не должна стоять, — убежден Андрей Сидоров.

В должности директора Томского ТЮЗа бывший актер Томской драмы и председатель Томского регионального отделения СТД, заслуженный артист России Андрей Сидоров с осени 2019 года. Когда приступил к своим обязанностям, то обследовал все здание — от подвала до крыши. Тогда и стало ясно, что даже капитальный ремонт, проведенный в 2007–2012 годах, не избавил историческое здание от застаревших проблем: «гуляющего» фундамента пристроек, просевшей канализации, отсутствия помещений для производственных цехов и хранения декораций.

К таким же хроническим «болезням» можно отнести и историю с электрическим кабелем на крыше, который идет параллельно тросу, опускающему и поднимающему люстры. Эта близость и сыграла роковую роль в то злосчастное субботнее утро. Проводка стала тем самым ружьем, которое висело-висело и вдруг выстрелило.

— Когда поднимаешь люстру — она вращается, — так директор театра объяснял сенатору Владимиру Кравченко причину возгорания. — В какой-то момент металлический трос задел электропроводку, поэтому и произошло возгорание.

Член Совета Федерации от Томской области Владимир Кравченко 26 февраля приехал лично убедиться, насколько пострадало театральное здание во время пожара, чтобы составить полное представление о масштабах помощи. Он намерен 3 марта на «Правительственном часе» обратиться к министру культуры РФ Ольге Любимовой с просьбой о выделении средств из фонда непредвиденных расходов на комплексный ремонт здания.


Директор Томского ТЮЗа Андрей Сидоров. Фото — архив автора.

Во время обхода директор театра показал не только театральные помещения, но и так называемый недостроенный «пристрой» — двухэтажное здание на территории ТЮЗа. Если его достроить и передать театру, решится проблема с производственными цехами и хранением декораций.

— В среду состоится «Правительственный час» с участием министра культуры. Эта форма позволяет задавать вопросы. По итогам «часа» будет подготовлено постановление Совета Федерации об основных проблемах развития культуры. То, что случилось в ТЮЗе, — это беда. Огромная трагедия для культурной жизни Томска, — считает томский сенатор. — Срочно подготовлю записку в Министерство культуры. Чтобы попытаться из фонда непредвиденных расходов получить средства на ремонт здания. Переговорю с губернатором. Все-таки для восстановления театра требуются большие финансовые вливания.

Среди аргументов, которые член Совета Федерации намерен предъявить министру культуры, — не только статус театра, с которого никто не снимал ответственности за воспитание вкуса молодежи и приобщения детей к искусству, но и историческая и культурная значимость самого здания. Причем значимость не только для области, но и для всей страны.

Историческая ремарка

Здание электротеатра «Новый» в стиле модерн по проекту архитектора Андрея Лангера было построено в 1914 году (начало строительства — 1912 год.) на деньги купца Александра Громова, потомственного почетного гражданина Томска, которому город обязан первым водопроводом и общественными банями. Наряду с первыми немыми фильмами здесь игрались спектакли. На этих подмостках в 1920–1921 годах играл и ставил спектакли Алексей Попов, прямой ученик Станиславского и Немировича-Данченко. Будущий главный режиссер Театра Советской Армии в то время руководил Театром студийных постановок, который Гражданская война из Костромы забросила в Томск. Со сцены электротеатра «Новый» в 1923 году перед творческими работниками выступал нарком просвещения Анатолий Луначарский. И вскоре Театр драмы и комедии, который располагался в бывшем здании электротеатра, стал носить имя Луначарского. В 1935 году в этом театре завлитом работал Николай Эрдман. Здесь был поставлен спектакль «Мать» по его инсценировке. В 1941–1944 годах в здании вместо выехавшего в Кемерово театра Луначарского разместился Белорусский театр имени Янки Купалы. Именно на томской сцене родился их легендарный спектакль «Павлинка». А в 1945-м в этом здании играл и ставил спектакли Павел Антокольский, который больше известен как поэт-переводчик. Он приехал вместе с Нижегородским театром рабочей молодежи. Именно труппа ТРАМа имени Валерия Чкалова и стала костяком для труппы современной томской Драмы. В послевоенные годы в Томске в роли Ленина в спектакле «Кремлевские куранты» выходил молодой и еще неизвестный Михаил Кузнецов, всесоюзную славу и звание народного артиста за роль вождя в фильме «Синяя тетрадь» Льва Кулиджанова он получил в шестидесятых. В семидесятых в этом здании с постоянными аншлагами шел спектакль «Клоп» с Олегом Афанасьевым в главной роли, Евгений Евтушенко пришел в восторг от игры Афанасьева. В 1988-м Олег Афанасьев, будучи главным режиссером ТЮЗа, первым в стране поставит пьесу М. Шатрова «Дальше… дальше… дальше!», и на премьеру приедет драматург. В Томском ТЮЗе начинали свою театральную жизнь Игорь Скляр и Андрей Краско. На подмостках этого театра ставили спектакли такие выдающиеся режиссеры, как Владимир Гарденин (ученик Станиславского) и Феликс Григорьян. Сегодня коллектив театра насчитывает сто тридцать человек, из них тридцать один составляет труппу театра. ТЮЗ трижды становился лауреатом областного фестиваля «Маска» в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучший актерский ансамбль».

«Без театра нельзя…»

В день открытия нынешнего, сорок второго, сезона в зрительском фойе ТЮЗа появилась фотозона — белый планшет с цитатой Чехова: «Без театра нельзя…»

После пожара эти слова драматурга повторяет каждый неравнодушный томич. Пожар высветил отрадный факт: у театра есть армия верных поклонников, которые считают Томский ТЮЗ «прорывным» театром и готовы помочь ему в любой форме.

Поэтому известие, что премьера «Не от мира сего» состоится в намеченный срок — 5 марта, было воспринято не просто как радостное известие, но как победа. Победа творческой солидарности. Сцену для премьерных показов предоставил Дворец народного творчества «Авангард». А для репетиций — филармония.

В Томск уже прилетели художник Лилия Хисматуллина, режиссер по пластике Софья Гуржиева, художник по свету Александр Рязанцев. Софья репетирует танцы, которые придадут современный ритм тексту Островского.

По словам Дмитрия Акимова, идея спектакля возникла во время семинара-практикума в театральной резиденции «Щелыково», где под руководством режиссера Дмитрия Егорова и драматурга Ярославы Пулинович он и молодой драматург Артем Казюханов работали над текстом последней пьесы Островского «Не от мира сего». В основе постановки, помимо пьесы, лежат реальные журналистские расследования. И сам спектакль, как заверяет Акимов, будет решен в этом модном сегодня жанре.

Дальше, дальше, дальше…

О том, как будет жить ТЮЗ до конца сезона и с чем он вступит в новый, шла речь на рабочем собрании труппы. Оно проходило в репетиционном зале, куда доносился запах гари, и артисты, которые зашли сюда через пять дней после пожара, осторожно поинтересовались: «Здесь не опасно?» И получили ответ: не опасно.

К счастью, пожаром не был затронут малый зал, и с 1 марта он возобновит работу. Здесь состоятся другие запланированные в марте и апреле премьеры — «Тараканище» (режиссер Анастасия Старцева) в рамках бэби-театра и спектакль «Дальше» в постановке Дмитрия Гомзякова.

В Международный день театра, 27 марта, малый зал станет местом премьерного марафона: сначала покажут детский спектакль «Когда мама была маленькой» по пьесе Алексея Житковского, затем актриса Ольга Райх проведет читку и, наконец, актеры попробуют новый формат — сторителлинг, который, возможно, перерастет в создание спектакля.

Северский театр для детей и юношества в марте и апреле выделит время для спектаклей коллег по субботам и воскресеньям. Спектакли, в которых задействован поворотный круг, в апреле ТЮЗ сможет играть на сцене томской Драмы.

Театр не намерен менять и долгосрочные планы.

— Рассматривается вопрос гастролей по области, благо у нас есть двадцативосьмиместный автобус, купленный по федеральной программе, и восемнадцатиместный новенький «форд» — заявил на собрании коллектива директор театра Андрей Сидоров. — А в мае, с восемнадцатого по двадцать четвертое, как и планировалось, пройдут обменные гастроли с Хабаровским ТЮЗом. Летом приедет знакомиться с труппой режиссер Дмитрий Акриш, который будет ставить спектакль по Достоевскому.

Ближние и дальние перспективы наполнятся реальной конкретикой независимо от того, когда у ТЮЗа появится новая крыша. В этом уверены все тюзовцы. Слова, сказанные Андреем Сидоровым относительно ближайшей премьеры, — «она состоится в любую погоду», — ответ и на глобальный вопрос о будущем Томского ТЮЗа.

Комментарии

Оставить комментарий