Автор

Никто не виноват

На Биржевой линии Васильевского острова обрел свой долгожданный дом Социально-Художественный театр, все годы игравший спектакли на разных площадках города. Первой премьерой на Камерной сцене стала постановка Наташи Слащевой «Без[ИДИОТ]а» по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот».

Кажется неслучайным, что именно герои Достоевского первыми ступили на небольшую сцену еще недостроенного театрального пространства. Удаленность от центральных улиц города, пустынные переулки, петербургские дворы-лабиринты и временная непричесанность Камерной сцены — ценное стечение обстоятельств, ставшее частью спектакля.

Режиссер определяет жанр постановки как «спектакль-конвульсию», превращая героев в открытый нерв, легкое дуновение на который отзывается сильной болью. Даже мирная встреча князя Мышкина (Константин Федоров-Фрейвальд) с единственной известной ему родственницей, Епанчиной (Елена Калинина), заканчивается грандиозной ссорой. Крича и браня Льва Николаевича, Епанчины запускают в него всем, что попадется под руку, а ему лишь остается в растерянности укрываться от ударов.

В сущности, главной героиней спектакля становится Настасья Филипповна (Алина Король) — причина разлада между князем Львом Николаевичем и Аглаей Епанчиной (Анастасия Шалыгина). Мышкин же становится еще одним персонажем ее трагедии, длящейся уже много лет. Настасья Филипповна видит в нем свое спасение и тянется к нему, но так или иначе оказывается в крепких объятиях Рогожина (Иван Лосев). Хрупкого Мышкина закручивает вихрь страстей, катализатором которых, он сам того не подозревая, становится. Важна сцена, в которой Настасья Филипповна мечется между героями: она то ищет защиты в хрупком князе, заботливо и нежно ее обнимающем, то устремляется обратно к Рогожину, крепко держащему ее в своих руках. В спектакле все хотят быть счастливыми, но не знают, в чем оно, настоящее счастье, заключается. В его поисках они только больше запутываются и причиняют друг другу боль.


Фото — официальная страница театра Вконтакте.

Однако Наталья Слащева не ставит достоевщину как она есть. Не давая героям дойти до апогея драматизма, граничащего с трагедией, режиссер тут же сбрасывает их с пьедестала. Жестокие слова прелестной Аглаи, обращенные к Настасье Филипповне, которые она произносит милым голосом, но с холодным, выражающим презрение взглядом, прерываются песней с неслучайным названием «Don’t speak» («Не говори»). Характер сцены меняется, и вот кажется, что мы наблюдаем за дискотекой и ее типичными персонажами. В темноте, прорезываемой вспышками света, танцуют молодые люди, стесняющиеся себя и своих чувств — Аглая и Мышкин, и уже давно ничего не стесняющиеся — Рогожин и Настасья Филипповна, а в центре Епанчина — аутсайдер, самозабвенно двигающийся в собственном ритме. Для героини Алины Король конвульсивный танец заканчивается безуспешной попыткой освободиться из цепких рук Рогожина, который вновь и вновь возвращает ее.

Герои романа и сочиненные режиссером персонажи существуют в аскетичном пустом пространстве. Кипа картонок на полу будет и сиденьем поезда, в котором едет Мышкин, и обеденным столом у Епанчиных, и кроватью Настасьи Филипповны. Среди коробок обитает персонаж Ксении Плюсниной, который в программке обозначен как «Кто-то, Что-то». Неопределенного пола, неумытый и лохматый, он снует среди коробок, бурчит и встревает в разговоры. Но одновременно помогает: прячась за спинами героев, он подсказывает Мышкину ответы на ставящие в тупик вопросы, успокаивает Настасью Филипповну, когда у той случается очередная истерика.

В спектакле «Без[ИДИОТ]а» режиссер и актеры ловко играют с текстом романа. Они легко обращаются к другим произведениям писателя, о чем вскользь сообщают зрителям. Отдельным пластом содержания становится сам Петербург, город, где герои страдают, мучаются и заставляют мучиться других. Современный Петербург узнается в старушках, кормящих хлебными крошками белого голубя, в гнусавых интонациях экскурсовода и троллейбусе, следующем мимо Владимирского собора на Литейный проспект.

Периодически между залом и сценой рушится четвертая стена, и зрители становятся непосредственными участниками действия. На дне рождения Настасьи Филипповны им как гостям праздника предлагают выпить шампанского, а позже угощают их конфетами. У ног сидящих на первом ряду людей князь Мышкин, держа в руках хрупкую фигурку белого голубя, собирает зерна. Того и гляди крошечный клюв заденет чей-нибудь ботинок.

Наташа Слащева и актеры, не страшась объема романа и заключенной в нем тьмы, с азартом берутся за текст, вычленяя то, что важно сегодняшнему зрителю. В камерном пространстве на Биржевой линии рождается маленькая вселенная — микромодель нашей жизни. В спектакле СХТ нет правых и виноватых, каждый герой заслуживает сострадания. И открытый финал дает надежду на долгожданное счастье.

Комментарии

Оставить комментарий