Авторы

Нелетная погода-3

Время идет, и становится все более очевидно, что не все спектакли одинаковы хороши и пригодны для видеопоказа. Часто многофигурные постановки, в которых и вживую-то сложно фокусировать внимание на чем-то одном, камере вообще не даются. Непросто приходится и спектаклям со сложным визуальным решением: далеко не всегда адекватно выглядят на экране экраны, прозрачные занавесы и спецэффекты. Зато спектакли, где во главу угла поставлен человек и его переживания, где есть сильные эмоции и понятные отношения, на видео только выигрывают. Возможность приближения и укрупнения позволяет рассмотреть все тонкости актерской игры, мимику и жесты, так что даже постановки, которые уже видел вживую, пересматриваешь с удовольствием и открываешь в них какие-то нюансы.

«Бабушки» в театре «Практика»

Среди всех российских театров «Практика» делает одну из самых симпатичных онлайн-программ. Мало того что театр еженедельно выпускает в эфир хиты из своего актуального репертуара, так еще и организует обсуждения с режиссерами этих постановок в прямом эфире.

Показанные на прошлой неделе «Бабушки» — спектакль отнюдь не новый, но билеты на него до сих пор в дефиците, и покупать их приходится за несколько месяцев. Оно и понятно: молодые актрисы, на наших глазах превращающиеся в старушек из сибирской деревни, настолько органичны, убедительны и обаятельны, что зрительское подключение происходит практически моментально. Немудреные сюжеты человеческой жизни, так или иначе знакомые каждому и вместе с тем полные точных деталей, вызывают живейший отклик и поток ассоциаций. Экран дает возможность услышать каждую историю, острее почувствовать их разницу и сложить кусочки историй в единый пазл. Это тот редкий случай, когда, посмотрев спектакль на видео, хочется пойти в театр и еще раз пересмотреть его вживую. Кроме того, спектакль так трогает именно сейчас (и наверняка будет трогать и после выхода из карантина), потому что поднимает тему человеческой близости и родственных связей, которых мы так неожиданно и так драматически лишились в самоизоляции. Этот очень камерная, «простая» работа Светланы Земляковой лишний раз доказывает, что в кризисных ситуациях нас привлекают не постановки на злобу дня, не игры с формой, а спектакли на вечные темы.

«Волнение» в БДТ

Вместе с уходом театров в онлайн у нас появился шанс увидеть гениальных актеров, о встрече с которыми иногда мечтаешь годами, но руки все никак не доходят. Конечно, некоторые счастливчики уже успели оффлайн посмотреть «Волнение» Ивана Вырыпаева в Большом драматическом театре и насладиться игрой великой Алисы Фрейндлих, но для многих показ в БДТ DIGITAL — редкая возможность встретиться с любимой актрисой.

Но спектакль и сам по себе выигрывает от интернет-показа. Статичность, которая смущала на сцене, сглаживается и нивелируется камерой. Голос Ведущего, сопровождающий и поясняющий действие, в театре звучит несколько странно, но на видео воспринимается как нечто совершенно естественное, ведь мы давно привыкли к закадровому комментарию в кино и на телевидении. Наконец, пьесы Вырыпаева — это, в первую очередь, пьесы идей, и зрителю очень важно не только хорошо слышать текст, но и успевать его «переваривать». В театре много отвлекающих факторов и просто не всегда хорошо слышно, экран же делает текст более четким и укрупняет его точно так же, как и все остальное, — в этом смысле разговорные пьесы (при хорошей актерской игре) в трансляции сильно выигрывают.

Основная тема пьесы Вырыпаева — механизм творчества, источники и формы его существования. И самое интересное в спектакле — все-таки не рассуждения, а то, как на наших глазах этот самый творческий процесс и происходит: вот Фрейндлих от лица героини рассказывает душераздирающие истории из своего прошлого, и в тот момент, когда, поверив ей, мы достаем носовые платки, оказывается, что это «всего лишь» творческая импровизация. В итоге мы вообще не понимаем, что из рассказанного Ульей Рихте реальность, а что вымысел, но зато выключаем трансляцию с четким ощущением, что предметом творчества, предметом игры может быть абсолютно все.

«Statement» в NDT

Ту же самую мысль проводит в своей двадцатиминутной работе и Кристал Пайт. Ее героями становятся офисные служащие в строгих костюмах, которые интригуют друг против друга. Хореографу удается почти невозможное — рассказать конкретную историю взаимоотношений людей и при этом обнажить механизмы устройства общества. Перед нами одновременно почти детективная история и остросоциальный памфлет.

Уникальность Пайт как хореографа — в умении каждый раз придумывать новую и очень точную форму телесного выражения своих идей. В данном случае перед нами танец без музыки, синхронизированный с человеческой речью. Отдельное удовольствие наблюдать, как Пайт находит точное соответствие каждого слова и движения. А то, что в финале разрозненные фрагменты складываются в единое целое, просто шокирует.

Помимо всего прочего, это очень красиво: строгая минималистичная сценография (огромный офисный стол, на котором, оказывается, можно танцевать); свет, выхватывающий из мрака то одну, то другую фигуру; контрастные черно-белые костюмы.

И если в Большом театре во время фестиваля «Dance Inversion» завораживала прежде всего формальная красота балета Пайт, то на экране новыми красками заиграли именно содержание и контраст произносимого вслух текста с реальными действиями героев, несоответствие их body language тому, что транслируется на уровне слов.

Смотреть оффлайн:

«Бабушки»: 22 мая

«Волнение»: 31 мая

«Statement»: следите за расписанием на сайте Нидерландского театра танца

Комментарии

Оставить комментарий