Автор

​Кинешемские вечера


В маленьком городке все пропитано духом Островского: его имя носит Кинешемский драматический театр; неподалеку расположено любимое драматургом Щелыково, а напротив театра до сих пор стоит бывший дом купцов Барановых — тех самых, которые, как говорят, стали прототипами Кабановых в «Грозе». И, конечно, Волга: вот она, раскинулась и течет неспешно, река, что когда-то была главной артерией купечества и производства. До революции Кинешма была богатым, развитым городом. Сейчас второй в области город после Иванова может похвастаться красивой набережной и бульваром, отреставрированными старыми домами, дивными соловьями и зеленью. И, конечно, Кинешемским театром, который видится предприятием градообразующим.

Его директор Наталья Суркова приглашает режиссеров и определяет художественную политику. Она стала инициатором ряда фестивалей: кроме «Горячего сердца» здесь проходят фестиваль камерных спектаклей «Островский Fest» и детский «Здравствуй, сказка». Для небольшого, небогатого городка — очень насыщенная театральная жизнь. И публика тут внимательная и благодарная, хотя и неискушенная. Всех зрителей театр буквально знает в лицо — и двум наиболее активным дал призы по итогам фестиваля.

Программу «Горячего сердца» отбирал завлит театра, Александр Воронов: прислали около восьмидесяти заявок со всей России. Афиша получилась не совсем ровной, но интересной.

Казалось бы, вектор на классическую драматургию может обещать солидную, но скучноватую программу. Однако спектаклей комфортно-зрительских, иллюстративных, послушно и вторично следующих фабуле классических текстов было немного. Так, «Маскарад» Костромского драмтеатра оказался красивым, но очень предсказуемым решением драмы Лермонтова, а «Барыня» из Буинска, формально представляя приемы «нового» условного театра, показала утрированную картину крестьянской России. Мюзикл театра «У Никитских ворот» «Капитанская дочка» порадовал аудиторию пением и плясками.

Но большей частью спектакли были, что называется, фестивальные: с неожиданной режиссурой, необычной сценографией, не рабски следующие тексту, а находящиеся с ним в диалоге.

Гран-при на фестивале получила «Чайка» Петра Шерешевского (Камерный театр Малыщицкого). Этот вдумчивый, неброский и какой-то нежный спектакль, погружающий чеховских героев в очевидное «сегодня», проходил в стенах кинешемского ДК с двенадцати часов дня. И прошел отлично, несмотря на явное недоумение многих зрителей: Костя Треплев (Александр Худяков) ставил перформанс и щеголял гвоздем в голове; героев обматывали спасательным одеялом; самобытный«завхоз»-Шамраев (Андрей Балашов) отвинчивал щиты от радиаторов прямо в зале, а нежная, нервная Аркадина (Катя Ионас), подумав, во время перевязки вставляла Косте гвоздь в голову обратно. Замечательно работал Медведенко-медведь (Ник Тихонов), поднимая свои реплики на плакатах и только однажды сняв звериную «голову», чтобы пофилософствовать… Действие получилось очень слаженным, недаром жанр его — «концерт для одного большого фортепиано и восьми маленьких». Но в центр повествования неожиданно вышел Тригорин. Виталий Коваленко убедительно играет драму талантливого, но безвольного человека в кризисе среднего возраста; он выходит с капустным кочаном, как Гамлет с Йориком, чтобы бесконечно рубить и квасить эту капусту литературы, резать и пробовать ее листы-листья. Замечателен эпизод, когда во время прелюдии, — ведь Нина (Юлия Шишова) уже тут, буквально под ним, — он, аккуратно складывая штанишки, вдруг придумывает сюжет и вот уже перегорел, весь пыл ушел в работу… И да, это лучшая мужская роль фестиваля.

Приз за лучшую режиссерскую работу взяла Лиза Бондарь как постановщик другого питерского спектакля: «Мещане» в ТЮЗе имени Брянцева. Обитатели пьесы Горького в ее сценическом тексте становятся пыльно-пудреными куклами-призраками из прошлого. Они материализуются в интерьере современной квартиры (или мебельного магазина?), чтобы уступить место охраннику, который будет читать дневники людей нашего времени. Спектакль-морок погружает в кукольную условную игру: персонажи сначала раздражают своими неестественными голосками, а потом вовлекают в сложно устроенную партитуру звука и света, где слово автора, очищенное от бытовых подробностей, становится снова смешным, хлестким и горьким (простите за тавтологию). И очень актуальным, как подчеркивают все те же дневники-вербатимы из наших дней: конфликт поколений, преследование студентов за политическую активность и так далее.


«История одного города». Фото — Е. Панкратов.

«История одного города» Няганского ТЮЗа взяла приз за лучшую сценографию: художник Игорь Капитанов. Лично я дала бы спектаклю диплом за художественную смелость: Артем Устинов поставил текст Щедрина смешно и жестко, так что, несмотря на клоунскую эстетику спектакля, просматриваются параллели с современностью. Одетые в живописные лохмотья в стиле дарк фолк глуповцы (художник по костюмам Фагиля Сельская) неразличимой гротескной массой делают глупости, главным образом — выбирают себе начальников один другого хуже. А еще поют рок-зонги, радостно доносят друг на друга, пересказывают мемы, при случае распинают — в общем, «люди как люди». С самого начала спектакля навстречу зрителю из глубины сцены бежит «река» — хитро устроенный водный аттракцион. В финале Угрюм-Бурчеев (Андрей Ушаков) приказывает перекрыть реку; на воду сносят все деревянное хозяйство сцены, отламывая, кажется, и доски с авансцены. Но вода продолжает бежать, доказывая, что против естественного хода вещей бессильна и самая безумная власть.

Самым уютным, соразмерным человеку спектаклем фестиваля стала постановка Нижнетагильского драматического театра «Головлевы. Маменька» (инсценировка Ярославы Пулинович, режиссер Даниил Безносов) — приз зрительских симпатий. На сцене кинешемского театра развернулась настоящая семейная сага, где Арина Петровна Головлева (Ирина Цветкова) — этакая русская народная Скарлетт О’Хара, которая вечно забывает о душах ближних в попытке уберечь и приумножить имущество. Весь спектакль построен на полутонах, на мягкой смене света и органичных преображениях: статная бесстрастная красавица Арина Петровна на наших глазах становится согбенной старухой, а Иудушка (дивный Тимофей Панов) из пухлого ангелочка превращается в лицемерного монстра, душащего все живое и самолично закапывающего «маменьку».


«Гроза». Фото — архив театра.

Наконец, был и Островский — «Гроза» Великолукского драматического театра в постановке Ильи Ротенберга. Действие перенесено в советские оттепельные времена (а когда еще быть грозе, как не в оттепель?): стены выстроенного на сцене павильона сохранили церковную роспись, но снизу выложены казенным квадратным кафелем, да и тот поистрепался. Драма длинной, нескладной, наивной Катерины (Алина Бичай) и ее позор разыграны в пространстве общественной бани. Кабаниха — достойная партийная дама откуда-нибудь из бывших директоров (Александра Комолова), Тихон (Максим Лачков) давно спился, а Борис (Алексей Иващенко) — свежий советский интеллигент, романтический вариант Шурика. Вместо волжских просторов здесь ободранные стены и текущий кран, а заняться любовью можно только за занавеской; чувства и реакции сыграны филигранно. Текст Островского звучит очень живо, а «луч света» в темном царстве виден воочию в финале, когда Катерина, разложив детские свои вещи, медленно уходит в светящийся сумрак проема. Сократив пьесу, режиссер сохранил слова Феклуши, звучащие чертовски актуально: «У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив».


«Гамлет (Сумарокова)». Фото — Е. Панкратов.

Экзотической репликой среди «классической» программы прозвучал «Гамлет (Сумарокова)» московского театра «Человек», развернутый на большую сцену. Режиссер Владимир Скворцов вернул этот текст в театральный обиход, предложив артистам гротескно-насыщенный рисунок ролей и современное обживание ситуаций. Зритель постепенно преодолевает сложность архаичного языка — и сопереживает как Гамлету (Феликс Мурзабеков), решающему классицистический конфликт между долгом и чувством, так и страстной Гертруде (Милена Цховребова), и тонкой ясной Офелии, в своем красном платье неожиданно похожей на Эсмеральду (Арина Постникова).

Вне конкурсной программы прошел спектакль хозяев, Кинешемского театра, — «Как Зоя гусей кормила» Светланы Баженовой. Его поставил на этой сцене Александр Огарев. Визионерски-красивая постановка предлагает увидеть современный текст как многомерную классику, где под бытовым сюжетом расцветают цветы мистического единения со всем живым миром, а главной героине Зое (Наталья Гоголева) сопутствуют три грации-мойры.


«Как Зоя гусей кормила». Фото — архив театра.

На «Горячем сердце» побеждало живое слово русской литературы, обращенное, как и когда-то, к современникам. Классики, воплощенные на сцене в самой разной эстетике, говорили нам о том же, о чем и всегда: о привычном насилии и власти денег, о лицемерии и унижении — а также о справедливости и свободе. И каждый слышал и видел то, что было близко.

Следующий фестиваль пройдет в 2023 году, и есть идея составить афишу полностью из пьес Островского — к его юбилею.

Комментарии

Оставить комментарий