Автор

«Игра в города». «Л» — Лесосибирск

Расстояние по трассе от Красноярска — 295 км, население — 59 306 человек.

Лесосибирск — город леса, лесопильных, лесообрабатывающих, лесоперевалочных и лесохимических предприятий. Даже краеведческий музей Лесосибирска сначала назывался Музеем леса. Хвойный лес здесь действительно можно заметить даже в городе. Например, выйдя из гостиницы «Кедр» и пройдя минут пять по прямой к набережной Енисея.

Но хватит о лесе. Здесь в краеведческом музее хранится один фантастический экспонат.

Когда-то советские дети зачитывались приключенческим романом о благородных мореплавателях и грозных пиратах, действие которого происходило в множестве разнообразных экзотических стран, а написан он был где-то недалеко от Лесосибирска заключенным ГУЛАГа Робертом Штильмарком по настоятельной просьбе другого, более влиятельного зэка Владимира Василевского, который хотел выдать его за свое сочинение. Я говорю о романе «Наследник из Калькутты», который долго издавался и переиздавался под авторством Василевского и Штильмарка. А убрать с обложки фамилию так называемого «заказчика» романа помогла оригинальная рукопись, обнаружившая его единственного автора.

Что такое «Наследник из Калькутты»? Это фабрика грез, «Пираты Карибского моря», только написанные в лагере ГУЛАГа. Прочитав где-то, что рукопись хранится в лесосибирском музее, я стала одержима идеей ее увидеть. И экскурсоводы в «Краеведческом», очень удивившись, просто взяли и выдали мне все эти ветхие тетрадки, в которых живут Бернардито и Джакомо, Райленды и Эмилии, а между строк — лагерные дни и ночи. Об этой истории, конечно, нужно снимать кино или ставить спектакль, но пока к ней можно просто прикоснуться.

Всего в 43 километрах от Лесосибирска находится один из самых старых и красивейших сибирских городов — отпраздновавший в 2019 году большой юбилей Енисейск. В Енисейске есть четыреста лет истории, запечатленных в ландшафте, архитектуре и музейных экспозициях, но нет профессионального театра.

Зато театр есть в Лесосибирске. Драматический театр «Поиск» — это точно не архитектурный объект, не здание, а люди. Потому что здания как такового и нет, только крошечная пристройка к жилому дому, но каким-то чудом там помещаются сцена с залом, фойе, касса, кабинет худрука и комната для гостей.

«Поиск» — это по происхождению и по духу студийный коллектив, который создавался по большой любви и по общей группе крови. Своих режиссеров и свой театральный путь эта команда, кажется, ищет так же. Руководит театром актер Олег Ермолаев, а спектакли ставят приглашенные режиссеры: Радион Букаев, Александр Ряписов, Олег Липовецкий и другие. Здесь в сотрудничестве с лесосибирскими актерами Максимом Потапченко, Натальей Гамезой, Виктором Чариковым, Олегом Ермолаевым часто случаются их большие режиссерские удачи.

Театр «Поиск» попадал в программы «Золотой маски» со спектаклями Радиона Букаева «Малые деньги» и «Лесосибирск Лойс», снискал практически всероссийскую любовь с «Мертвыми душами» Олега Липовецкого. А «Дневник писателя. Эпизод VII: Пушкин» Александра Ряписова, поставленный как моноработа актера Максима Потапченко, перед самым локдауном оказался в программах многих российских фестивалей. Это далеко не все, что стоит посмотреть в «Поиске», но за этими спектаклями, мне кажется, можно пуститься в путешествие как за большим театральным впечатлением.

Комментарии

Оставить комментарий