Автор

Фестиваль фестивалей – 4

Театральная весна полностью прошла в онлайне, фестивальное лето — лишь отчасти. А фестивали в Авиньоне и Экс-ан-Провансе — все-таки решили не рисковать и отложили реальные встречи со зрителями до лучших времен, взамен предложив целую россыпь виртуальных событий, причем более молодой («драматический» авиньонский открыт в 1947-м, а «лирический» провансальский — годом позже, в 1948-м) в негласном соревновании явно опередил старшего собрата. В результате с 6-го по 15 июля, вместо обычных трех недель фестиваль в Эксе, меломаны лишь полторы недели не только смотрели оперные спектакли, но и «посещали» онлайн-концерты, слушали интервью любимых исполнителей и присутствовали на полуденных дебатах. Более того, с завершением самого фестиваля не закончилась его интернет-жизнь: многие записи проекта #thedigitalstage будут доступны минимум до середины осени.

Разумеется, в онлайн-режиме все было куда скромнее, чем обычно: никаких громких премьер (их в этом году планировалось пять: «Воццека» Берга должен был ставить Саймон Макбёрни, «Невинность» Саариахо — Саймон Стоун, «Золотого петушка» Римского-Корсакова — Барри Коски, «Коронацию Поппеи» Монтеверди — Тед Хаффман, а «Cosi fan tutte» Моцарта — Дмитрий Черняков), вечеринок и оваций, как это бывает в летнем Эксе. Зато фестивальный день начинался аж в 7.00 по Европе с разговора о конкретном спектакле, который потом при желании можно было посмотреть поздним вечером. Продолжала фестивальную программу ровно в полдень часовая «панельная дискуссия» на заданную тему, от актуальных для современной оперы сюжетов до гендерного равноправия в исполнительских искусствах, от сайт-специфик-оперы до инклюзии. Примечательно, что в этих беседах участвовали не просто практики музыкального театра, но звезды первой величины: Кэти Митчелл, Питер Селларс, Магдалена Кожена, Саймон Рэттл, а модерировал некоторые из них генеральный директор фестиваля Пьер Оди.


«Невинность» (репетиция спектакля). Режиссер — С. Стоун. Фото архив фестиваля.

Сама же вечерняя, то есть основная часть программы была составлена из камерных концертов, проходивших в режиме реального времени, и записей главных фестивальных хитов последних лет («Пеллеас и Мелизанда» Кэти Митчелл, «Похождения повесы» Стравинского Саймона Макбёрни, «Возвышение и падение города Махагони» Иво ван Хове, «Реквием» Моцарта в постановке Ромео Кастеллуччи). Любопытно, что в этой ретроспективе оказалось отражено не только двухлетнее интендантство самого Оди, но и более чем десятилетнее руководство фестивалем Бернара Фоккруля, который, в частности, привлек к работе знаменитых оперных режиссеров Патриса Шеро и Дмитрия Чернякова, чьи постановки также показали онлайн. К сожалению, некоторые спектакли транслировались только на Европу — впрочем, российские меломаны за время карантина научились обходить и это препятствие.


«Реквием»
. Режиссер — Р. Кастеллуччи. Фото архив фестиваля.

Среди десяти отобранных для нынешних показов «счастливчиков» были как громкие хиты, так и спектакли, прошедшие относительно незаметно (если это слово вообще применимо к Эксу). Один из них — «Пиноккио» современного нидерландского композитора Филиппа Бусманса в постановке драматурга и режиссера Жоэля Помра. Представленный на фестивале в 2017 году, в конце эры Фоккруля, этот скучноватый нарратив для семейного просмотра не стал заметной вехой ни в карьере дирижера Эмилио Помарико, ни тем серьезным достижением самого Помра, который уже неоднократно обращался к сюжету Карло Коллоди и пересказывал сказку об ожившей деревянной кукле интереснее и остроумнее. Здесь же он просто использовал находки из собственных драматических постановок (первая шла в парижском «Одеоне», вторую играли в московском театре «Практика») и как-то небрежно, без должного внимания к музыкальной партитуре, адаптировал их к условному оперному жанру.


«Возвышение и падение города Махагони». Режиссер — Иво ван Хове. Фото архив фестиваля.

Между тем обращение Дмитрия Чернякова к двум классическим оперным сюжетам — «Дон Жуану» (2010) и «Кармен» (2017) — доказывает, что в опере можно запросто совмещать драматизм, иронию, качественную актерскую игру и при этом отнюдь не жертвовать музыкальной составляющей. Несмотря на то что действие оперы Моцарта он перенес в современное «высшее» общество, где умному и тонкому Дон Жуану попросту нет места, а хит Бизе превратил в модную ролевую игру, музыкальная составляющая в его постановках не блекнет, но лишь выигрывает. В отличие от спектакля Помра, где актеры «живут на сцене» только когда не поют, у Чернякова они одинаково убедительны и как вокалисты, и как артисты, а рассказанная им история — несмотря на перекраивание либретто — выглядит живо и современно. Хотя при этом все равно нельзя не заметить, что «Кармен», которая в начале карантина казалась подарком (ее трансляцией отмечал профессиональный праздник журнал «Театр») и широко обсуждалась в профессиональном сообществе, сегодня воспринимается уже с некоторой усталостью и никаких споров не вызывает.

По всей видимости, время повсеместного онлайна стремительно уходит в прошлое. И, возможно, прав Зальцбург, главный конкурент фестиваля в Экс-ан-Провансе, когда планирует пусть в сокращенном виде, пусть в масках и с шахматной рассадкой, пусть с переносами и отменами, но все равно выйти в офлайн. Что у австрийского музыкального гиганта, празднующего в этом году свое столетие, из этого получится и готов ли напуганный пандемией зритель после нескольких месяцев виртуальной жизни ехать за тридевять земель, чтобы вживую прослушать сто минут «Электры» Рихарда Штрауса в трактовке Кшиштофа Варликовского, мы узнаем совсем скоро: Зальцбургский фестиваль под руководством своего отважного худрука Маркуса Хинтерхойзера первым из крупнейших театральных форумов этого лета должен открыться уже 1 августа.

Комментарии

Оставить комментарий